ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ВЫСОТЕ ПОЛЕТА
В практике самолетовождения необходимо знание температуры наружного воздуха на высоте полета. Она используется при расчете истинной воздушной скорости полета и истинной высоты полета.
В настоящее время для измерения температуры наружного воздуха применяются электрические термометры сопротивления. Принцип действия такого термометра основан на измерении сопротивления проводника, которое зависит от окружающей темпера-
туры. Принципиальная схема электрического термометра сопротивления показана на рис. 3.22.
Приемником температуры служит теплочувствительный элемент R, изготовленный из никелевой проволоки. В термометрах
наружного воздуха этот элемент располагается снаружи самолета.
Измеритель термометра включает в себя две неподвижные взаимно перпендикулярные обмотки (рамки) гх и г2, вращающийся постоянный магнит NS с жестко связанной с ним указательной стрелкой, и резисторы, входящие в электрический мост.
Если указанную схему подключить в цепь постоянного тока (с помощью выключателя В), то по обмоткам измерителя потечет ток, который создаст вокруг рамок магнитные поля. Напряженность этих полей пропорциональна величине протекающего тока.
Величина тока в рамке г2 зависит от сопротивления приемника температуры R, которое в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха. Следовательно, с изменением температуры наружного воздуха будет изменяться величина тока в рамке г2. Величина тока в рамке г і остается все время постоянной.
Результирующее магнитное поле рамок, взаимодействуя с магнитным полем постоянного магнита NS, заставляет последний поворачиваться в определенном направлении. Постоянный магнит разворачивает стрелку термометра, которая перемещается по шкале, проградуированной в градусах Цельсия.
В полете термометр всегда показывает завышенную температуру. Это происходит из-за торможения набегающего потока воздуха. Температура, воспринимаемая термометром, называется температурой торможения. Величина, на которую повышается температура наружного воздуха за счет торможения, называется адиабатическим приростом температуры.
Наибольший адиабатический прирост температуры будет в тех точках, где происходит полное торможение частиц воздуха, то есть где скорость частиц воздуха становится равной нулю. Такие точки называются критическими. Температура воздуха в критической точке называется температурой полного торможения.
Для нахождения температуры в критической точке воспользуемся формулой (3.34), заметив, что Рп и г2 относятся к критиче — Р Р Р
ской точке. Вынеся —221 и —- за скобки и учтя т = , запиті Ъ J 1 RI ‘
шем формулу в ином виде:
-г + тДт**г«—г=г
где Тп. т — температура полного торможения в критической точке. 58
Решая последнее выражение относительно Тн, получим
Зависимость между Гп. т и Тн можно выразить через число М, представляющее собой отношение скорости воздушного потока к скорости звука а на высоте полета.
Перепишем формулу (3.46) в виде
к — 1
2KgRTH
Но KgRTu = a2, поэтому, подставив значение к =1,4, получим 7’п. т = 7’я(1 + 0,2М2). (3.48)
Из формул (3.47) и (3.48) видно, что адиабатический прирост температуры воздуха при полном его торможении Д^ад равен
Ataa — 7’п. т Ти-
где V измеряется в км/ч.
Практически замерить температуру полного торможения очень трудно. Приемник воспринимает температуру частично заторможенного потока воздуха или, как было указано выше, температуру торможения.
Связь между температурой торможения 7Т и температурой полного торможения Тил выражается через коэффициент качества приемника температуры N:
Значение коэффициента N зависит от типа приемника. Оно определяется экспериментальным путем.
Таким образом, можно написать следующую зависимость между температурой торможения, замеряемой термометром, истинной скоростью полета (в км/ч), качеством приемника и фактической температурой наружного воздуха:
ТИ = Т„л— Л/ад = -£— 0,384 (-^)2, (3.49)
В настоящее время на самолетах устанавливаются термометры наружного воздуха ТУЭ-48 и ТНВ-15. В комплект каждого термометра входят приемник температуры, указатель температуры и со-
единительные провода. Термометры в основном отличаются конструкцией приемников температуры. Внешний вид указателя температуры показан на рис. 3.23.
Термометр ТУЭ-48 имеет приемник температуры типа П-1 (рис. 3.24), который состоит из теплочувствительного элемента, выполненного из никелевой проволоки, арматуры, служащей для предохранения теплочувствительного элемента и для закрепления приемника на фюзеляже самолета, и штепсельного соединения.
Термометр ТНВ-15 имеет приемник температуры типа П-5 (рис. 3.25). Приемник выполнен в виде сопла Лаваля, в критическом сечении которого помещен теплочувствительный элемент, изготовленный из никелевой проволоки. Приемник П-5 позволяет получить при истинных скоростях полета, больших 600 км/ч, постоянный коэффициент качества приемника N = 0,983. Термометры ТУЭ-48 и ТНВ-15 работают от источника постоянного тока напряжением 27 В.
Подготовка термометров к полету включает внешний осмотр и проверку работоспособности прибора. При включении термометра стрелка должна показать значение фактической температуры наружного воздуха в момент проверки. Допустимая ошибка в показаниях термометра не должна превышать ±5°.
При определении фактической температуры воздуха в полете по термометрам указанных типов имеются некоторые различия. Рассмотрим их.
При пользовании термометром типа ТУЭ-48 считается, что во всем диапазоне истинных скоростей фактическая температура наружного воздуха от — р„с, з.25. Внешний вид прием — личается от температуры торможения, ника температуры П-5
измеряемой термометром, на величину, равную 69% адиабатического прироста температуры полного торможения, то есть
tH — ir~ 0,69Мал.
Величина 0,69 Д/Яд является поправкой термометра ТУЭ-48. Ее значение равно
At = 0,265 (-щ-)2, (3.51)
где V измеряется в км/ч.
• По формуле (3.51) рассчитана шкала поправок для ТУЭ-48 (рис. 3.26,а), которая нанесена на навигационной линейке и навигационном расчетчике.
ь — zoo 300400 500 609 700 800 300 10001100 W0130014001500 1600170018001900 ZOO
UCm j і i 8 ,,| —н—і—ни—————————————————————————— 1—-і ь—і—ч———————————— т
At 1° 1° 4° 7°8B10mi5°iri9WZ6°dZo 38° 41° 51° 60° 69° 73° 85° 95° ЮГ
a
Рис. 3.26. Шкалы поправок к указателям температуры:
а — для термометра ТУЭ-48; б — для термометра ТНВ-15
При пользовании термометром типа ТНВ-15 поправка к нему определяется по шкале (рис. 3.26,6), которая рассчитана на основании формулы (3.50). В явном виде получить выражение поправки из формулы (3.50) не представляется возможным. Шкала поправок для ТНВ-15 нанесена на навигационном расчетчике.
При сравнении шкал поправок термометров ТУЭ-48 и ТНВ-15 видно, что на истинной скорости полета до 800—900 км/ч шкалы имеют малое различие. Кроме того, необходимо помнить, что инструментальная точность термометров составляет ±5°. Поэтому в указанном диапазоне скорости независимо от применяемого типа термометра можно пользоваться любой шкалой. При полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях разница в поправках к термометрам ТУЭ-48 и ТНВ-15 значительно возрастает, поэтому необходимо пользоваться только соответствующими шкалами поправок. При расчете фактической температуры поправку надо всегда вычитать.
Порядок определения температуры воздуха покажем на примерах. При этом будем обозначать U — 5ф.
Пример I. Полет происходит на истинной скорости Пи = 600 км/ч, термометр ТУЭ-48 показывает температуру <пр = + 10о. Определить фактическую температуру наружного воздуха.
Решение. 1. По шкале поправок для ТУЭ-48 (рис. 3.26, а) находим: Д<вр = 10в.
2. Определяем. фактическую температуру наружного воздуха:
tH = tap — atnp = — г jo — 10 = 0°.
Пример 2. Полет происходит на истинной скорости Уи=800 км/ч, термометр ТНВ-15 показывает температуру tnр——30°, Определить фактическую температуру наружного воздуха.
Решение. 1. Определяем t’s с применением шкалы поправок для ТНВ-15 (рис. 3.26, б): 19 ; tH ~ tnp — Д/пр =—30—19 = —49°.
2. Определяем tH с применением шкалы поправок для ТУЭ-48 (рис. 3.26, a) } А<Пр = 1.7°; tH = ^np — Дг’пр =—30—17=—47°.